Подмена

Aug. 21st, 2017 04:55 pm
[syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

bible 03 0 

Выборгский суд запретил Библию. Не ту, которую не издавали до конца 19 века в России, а перевод Нового Мира, христианского "течения" "Свидетели Иеговы"("Сторожевой Башни"). Казалось бы, атеисты должны радоваться, - ещё одна антинаучная книга, сборник мифов древних народов Востока будет запрещен на территории России и не будет доступен для чтения. Если бы. Как не старались эксперты показать, что предъявленные книги не являются Библией, тексты говорили об обратном. 

Фактически мы имеем дело с подменой понятий, "верить" и "призывать к действию" - совершенно разные вещи. Если человек верит, что он Великий Спаситель, то, пока он не призывает к деструктивным действиям от своего имени, не организует людей в группы для захвата/уничтожения власти/личности/имущества,  - он не создает условий для применения статей УК РФ и не подсуден.

В романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" подробно рассматривался именно момент призыва к деструктивным действиям,  - разрушению храма традиционного национального культа и отрешению территории от власти Цезаря, второе преступление "перевесило" и Иешуа (Иисус Христос) был казнен. В случае со "свидетелями" мы имеем вовлечение суда и правоохранителей в мошенничество с текстами, чтобы доказать экстремистскую сущность предъявленных книг. Дело не в экспертах и их квалификации, дело в самих "священных книгах" и сущности любой религии.

Любая религия антигосударственна, поскольку признает только власть Бога, власть "земных" начальников вторична, и может быть вообще "безбожной", причем одна и та же власть. Например советская власть до Сталинграда была дьявольской, а после разгрома фашистов вполне себе "божеской". Это не только "православия" касается и афонских старцев, которые до 1943 года молились за фюрера и его победу, но и Ватикана. 

Структура текстов "священных книг" такова, что если не рассматривается в связи с историческим контекстом, личностью автора и целевой аудиторией, (тем, к кому было обращено Писание, во время создания Писания), то тексты можно трактовать как угодно, как выгодно современникам толкования. Также толкуются и тексты "великих пророков" Нострадамуса, Ванги, Матрены и прочих, которым несть числа. 

Сами по себе никакие тексты не могут быть причиной экстремизма. В некоторых культурах поднятый вверх палец руки вызывает ответную агрессию, в других - смех. Это вопрос веры, ценностей и знаков культурной среды, которая неподсудна. Сам факт судебного решения по текстам,  - открытая дверь к дальнейшей экспансии не только на свободу слова и свободу совести, но и просто на исследовательскую деятельность. В свое время именно признание христианским правителем Александрийской Библиотеки языческой организацией привело к последующему упадку культуры в Европе и на Ближнем Востоке. Более тысячи лет Европа боролась с "ересями", отклонениями от "Священного Писания", "сектами", назначались и уничтожались "ордена", проклинались и уничтожались византийцы, потом мусульмане и т.д.

Как бы не был "обставлен" судебный процесс насущной необходимостью, политическими реалиями или другими "высшими" соображениями, судить тексты - недопустимо. Человек в своем развитии должен самостоятельно пережить, определиться в выборе идей, с которыми он живет и которым следует, а все его действия должны регулироваться современным законом. Большинство здравомыслящих людей давно приняли для себя историчность и мифологичность всех "священных книг", даже труды Маркса, Ленина, Дарвина, Эйнштейна и любых других авторов,  - это отражение и фиксация в знаках того времени, той среды научной и общественной, в которой создавались эти работы. Мы можем следовать их идеям в своих размышлениях, спорить с авторами и критиковать их идеи, но наши действия не могут нарушать принятых в современном праве законов. В современном праве уже переработаны и учтены все те "заветы", которые существовали в древнем мире и были актуальны для древних людей с их древним миропониманием. Возвращаться в родо-племенные отношения, когда все мнения, кроме мнения главной самки/самца физически уничтожаются, вместе с носителем,  - это провоцировать возникновение устойчивой конфликтной среды, постоянных религиозных и идеологических войн из-за "нетаковости".

У Свифта "остроконечники" сражались насмерть с "тупоконечниками", сегодняшняя ситуация описывается некоторыми как борьба официальных поставщиков "дури" ко двору с "бутлегерами", которые добавляют в "истинную дурь" воду, соль, соду, краску и прочую дрянь, не додерживают ее в процессе изготовления, нарушают режим разлива и вообще не так стоят при принятии. Неправильно переводят.  Далее текст от портала "СОВА":

"Большинство поставленных перед экспертами вопросов касалось наличия в рассматриваемых текстах признаков экстремизма, в этих вопросах воспроизводились формулировки соответствующего законодательства. Это является нарушением правил проведения судебной экспертизы, поскольку на подобные вопросы имеет право отвечать только суд. При этом из текста заключения следует, что основная цель, которой руководствуются эксперты – ответить на поставленные следствием вопросы утвердительно.

Очевидная несостоятельность, беспомощность, вопиющая абсурдность собственных доводов их не смущает. Так, на вопрос о том, содержатся ли в этих материалах обоснование и оправдание необходимости свержения конституционного строя Российской Федерации, эксперты отвечают: да, поскольку из них следует, что Свидетели Иеговы верят в порочность существующего положения вещей, грядущий конец света, победу Иисуса над дьяволом, захватившим мир, уничтожившим всех правителей, "злых людей и демонов", воцарение Иисуса и начало нового мироустройства. На вопрос о том, содержат ли представленные материалы призывы к нарушению территориальной целостности РФ ответ снова утвердительный: да, поскольку Свидетели Иеговы верят в неизбежность смены власти с концом света, а где смена власти, там и захват территорий. Возбуждают ли эти материалы религиозную рознь и ненависть: да, поскольку в них говорится о богоизбранности Свидетелей Иеговы и ложности других религий (в их отношении используются собирательные термины "Вавилон великий" и "великая блудница"). При этом эксперты ссылаются на ветхозаветные эпизоды о первородном грехе, об уничтожении Вавилона, хананеев и вероотступничестве израильтян после смерти Иисуса Навина, на слова о том, что Бог благоволит новому христианскому собранию и последователям христиан. На вопрос о том, содержатся ли в материалах утверждения о природном, биологическом превосходстве Свидетелей Иеговы над приверженцами других религий эксперты также отвечают утвердительно, приводя те же самые аргументы. Помимо прочего, признаком возбуждения религиозной ненависти эксперты сочли критику католической церкви, состоящую в том, что в брошюре Свидетелей Иеговы о науке, в статье о Галилее говорится, что католическая инквизиция приговорила его к пожизненному аресту несправедливо и папа Иоанн Павел II это признал. Призывают ли Свидетели Иеговы в своих материалах к геноциду и массовым репрессиям, установлению неравноправия, дискриминации, совершению преступлений по мотиву ненависти – по мнению экспертов, да: ведь они верят, что Бог пролил на Содом и Гоморру огонь и серу, и что в конце света мир ждут бедствия. Собственно, вся экспертиза базируется в основном на повторяющемся наборе из полутора десятков цитат. Удивительно, но призывов к терроризму (в отличие от массовых репрессий), воспрепятствованию осуществлению избирательных прав граждан и законной деятельности государственных органов эксперты в рассмотренных ими текстах не нашли.

Эксперты ЦСЭ положительно ответили на вопрос следствия о наличии в материалах Свидетелей Иеговы манипулятивных лингвистических и психологических приемов, направленных на формирование негативных установок в отношении представителей иных религий. Таковыми они сочли "особую форму подачи материала" (использование вставок, ссылок, иллюстраций с комментариями), использование специфической терминологии ("бодрствование", "последние дни", "день тьмы и мрака", "малое стадо", "жених", "невеста", "свадьба" и др.), формирование положительного стереотипа в отношении Свидетелей Иеговы и "образа врага" в отношении представителей внешнего по отношению к ним греховного мира, "призыв в форме заражения" (приведение примеров праведной и богоугодной жизни), "подмену понятий" (в текстах содержится призыв изучать Библию в переводе Свидетелей Иеговы, которая, по мнению экспертов, Библией не является), "призыв в форме убеждения".

С точки зрения экспертов, в материалах Свидетелей Иеговы "содержится информация, связанная с обязанием или склонением" членов общин "дистанцироваться от институтов гражданского общества", в частности, от семьи и брака, поскольку там изложен взгляд Свидетелей Иеговы на брак, а другие точки зрения не признаны. При этом эксперты ссылаются на высказывания о том, супружеская измена является грехом и последователи Христа не должны прелюбодействовать. Обнаружили авторы экспертизы в рассмотренной литературе и "признаки склонения читателя к отказу от исполнения обязанностей, установленных законодательством РФ" – а именно к отказу от военной службы, несмотря на то, что российским законодательством предусмотрена возможность прохождения альтернативной службы и Свидетели Иеговы ее проходят.

Наконец, поскольку в России существует закон о запрете признавать экстремистскими священные писания мировых религий и их фрагментов, следствие поставило перед экспертами вопрос о том, являются ли данные материалы "Библией, Кораном, Танахом или Ганджуром" и содержат ли они цитаты из этих книг. Ответ экспертов был, разумеется, отрицательным. С их точки зрения, "Священное Писание в переводе Нового мира" не является Библией, поскольку отличается от синодального перевода на языковом, идейно-тематическом и интертекстуальном уровнях. Это выражается в том, что в нем вместо концепта "Бог" используется концепт "Иегова", в текст Нового завета внедрен тетраграмматон, трактованный "в форме Иеговы", тексты Нового Завета о единстве природы и равенстве Бога Отца и Бога Сына "изменены так, чтобы они могли быть истолкованы в противоположном значении", имена Святого Духа пишутся с маленькой буквы (что обезличивает его и противоречит упоминаниям в Новом Завете "как о Личности и Лице Святой Троицы"), с той же целью "искажен стих 1Пет 1:11", изменена внутренняя разметка текста, а кроме того в книге не указано, что она является Библией, хотя в других переводах, в частности, в синодальном, такое указание содержится. А поскольку "Перевод Нового мира" Библией не является, указали эксперты, значит, и цитат из Библии в нем нет.

Тот факт, что в России существует суд, который считает возможным принять к рассмотрению экспертное заключение, содержащее аргументацию подобного уровня, бросает тень на всю российскую судебную систему в целом и свидетельствует о глубочайшем кризисе российского судопроизводства."

Информация от пострадавших  - здесь

     

  • Психология
  • Религия
  • Наука
  • Законодательство
  • Образование
  • Культура
  • Дискуссии
  • свобода совести
  • светскость
  • Право
  • Общество
  • культ
  • светское государство
  • конституция
  • клерикализация
  • События
  • Православие
  • Религиоведение
  • Антропология
  • экспертиза
    [syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

    org vplv147 

    По аналогии с явлением, получившим название «ненавидящие себя евреи» (т.е. те, кто по происхождению является евреем, но свою идентичность строит на отрицании и противостоянии всему еврейскому/иудейскому), в России за последние пять лет институционально оформилось аналогичное движение «Ненавидящих себя православных». Речь идет не о тех православных, кто в соц.опросах причисляет себя к православию, но при этом не посещает храм, не участвует в обрядах и зачастую не только отрицает основные христианские догматы, но и существование Бога (об этом есть хорошее исследование В.Ф. Чесноковой «Тесным путем»). Речь идет как раз о тех, кто формальным критериям воцерковленности и догматической просвещенности вполне соответствует: ходит в церковь, осмысленно участвует в богослужении и даже читает Евангелие. Составляя в общей массе верующих ничтожное меньшинство, но, будучи при этом представителями условного среднего класса, с высоким уровнем социальной активности и информационной мобильности, ненавидящие себя православные с системной настойчивостью начинают смазывать карту благополучных будней высших церковных иерархов, поднимая неудобные вопросы о финансовой отчетности, выборности архиереев или просто лишний раз цитируя священное писание.

    Основной тезис ненавидящих себя православных как-то сформулировал дьякон А. Кураев, заметив, что РПЦ слишком быстро превратилась из Церкви гонимой в корпорацию, которая сама кого хочешь загонит, засудит и даже объявит вне закона. Вслед за ним эту перемену стали отмечать другие церковные интеллектуалы: А.Десницкий, С.Чапнин, А.Архангельский. После приговора панк-молебну в августе 2012-го года все чаще стала раздаваться фраза, причем из уст самих верующих: «Стыдно быть православным». В социальных сетях появились критически-развлекательные паблики: «Веселый пономарь». «Оскорбленный верующий», «Типичный теолог», где иронично, а иногда довольно жестко происходит критика церковной системы изнутри, со знанием специфики и со ссылкой на каноны и догматы.

     

    Большое количество претензий к тем, кто, по мнению ненавидящих себя православных, искажает облик православного вероучения (православные активисты, прот. Д. Смирнов и прот. В.Чаплин), не являются тем не менее поводом для раскола или перехода в другую конфессию. Ненавидящие себя православные предпочитают оставаться внутри церковной ограды, участвуя в тех же самых обрядах, что и их не способные к диалогу оппоненты. Кроме разных версий православия в виде царебожников, сталинистов, милоновцев, афонитов или мизулинцев в последнее время внутри РПЦ появляются автономные сообщества, отрицающие легитимность патриарха Кирилла после его встречи в Гаване с Папой Римским. Именно это обстоятельство способствует тому, что православная Церковь постепенно становится похожей на одну большую коммуналку. Первоначальных обитателей некогда общего церковного строения – интеллигентных старожилов, когда-то жертвовавших на восстановление храмов обручальные кольца, — все настойчивее начинают вытеснять приверженцы экстремистско-силовой версии православия. Деваться старожилам пока некуда, поэтому в разговорах они часто называют себя просто христианами, чтобы дистанцироваться от своих склочных соседей хотя бы на семиотическом уровне. В плане социальной активности ненавидящие себя православные действительно ближе к основных христианских конфессиям: протестантизму и католичеству. Именно они занимаются всеми ресурсозатратными проектами православных организаций. Например, по ночам кормят бездомных, усыновляют сирот с тяжелыми диагнозами или, выражаясь словами Татьяны Москвиной (из «Людей будущего»), меняют пеленки чужим детям.

    По сути, движение ненавидящих себя православных – это новая интерпретация того институционально беспризорного состояния верующих, которое лет десять назад обозначалось тезисом «мне церковь не нужна, у меня бог в душе». Долгие годы вся миссионерская риторика священнослужителей сводилась к разъяснению православного катехизиса, отождествляющего Бога и стены храма. Однако параллельно с увеличением количества церквей стала возникать тенденция к самоорганизации тех верующих, которых явное торжество материально-технической базы православия стало настораживать. Эксплуатируемая церковными организациями близость к власти и легкие бюджетные деньги закономерно превратили их в эпицентры центростремительного движения. Вроде бы люди по привычке продолжают ходить в храмы, но ресурс для мотиваций своих действий и поступков у них уже другой: не брошюрки с советами старцев и окрики церковных работников, а Евангелие, зачастую с комментариями из христианских групп в социальных сетях. Люди эмигрируют во внутреннюю Монголию (по-русски: в Китеж-град).

    Соотношение между государственным православием и внутренним Китеж-градом пока таково, что поверхностные и рельефно очерченные в публичном пространстве структуры старательно копируют как могут все подводные движения, но с другим результатом: если в Китеж-граде стирают пеленки чужим детям, то в каком-нибудь монастырском приюте до смерти забивают сирот; эмигранты совести изучают Евангелие, в это время карательно-силовой отряд патриарха «Сорок сороков» избивает женщин — участниц митинга против строительства храма в парке «Торфянка». На официальных сайтах православия вроде «Всех ересей» или «Русской линии» на всякий случай заготовлены потенциально расстрельные списки обитателей Китеж-града (под рубрикой «либералы»). При первой же возможности какие-нибудь «Ночные хирурги» оперативно совершат рейд по адресам, благо что имен в списках не так уж много.

    Ненавидящие себя православные – это разновидность религиозной оппозиции и даже инакомыслия. Для устойчивости системы, как известно, конкуренция мнений может играть положительную роль, что особенно важно для институций с косной структурой, где разница потенциалов традиционно невелика. Но в случае с РПЦ все настолько безнадежно, что Китеж-град и в дальнейшем какие-то другие формы противостояния и самоорганизации верующих будут являться всего лишь одним из этапов драматургии, рассчитанной, по закону жанра, не меньше чем на 40 лет.

    Елена Рыйгас ассоциированный научный сотрудник СИ РАН

    источник

    • Психология
    • Религия
    • Наука
    • Культура
    • Мнения
    • свобода совести
    • светскость
    • Общество
    • светское государство
    • конституция
    • клерикализация
    • Православие
    • торфянка
    • Религиоведение
    • Социология
    • Антропология
      [syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

       

      «Сатанинские суры» Салмана Рушди долго считались символом свободомыслия в мусульманском мире. Фото Reuters

      Исследователь религии вспоминает, как в молодости решил навестить друга в Шотландии. По телефону друг предложил встретиться в центре города... в церкви. Тогда еще будущий исследователь быстро отыскал старинное готическое здание и в ожидании назначенного часа гадал, почему его не менее молодой друг предпочел встретиться именно в церкви, а не в каком-нибудь другом, более увлекательном месте. Наконец друг появился и вместе они вошли в... Оказалось, что у церкви закончились прихожане, здание продали, и новый владелец открыл в бывшем храме паб в кельтском стиле.Исследователь религии вспоминает, как в молодости решил навестить друга в Шотландии. По телефону друг предложил встретиться в центре города... в церкви. Тогда еще будущий исследователь быстро отыскал старинное готическое здание и в ожидании назначенного часа гадал, почему его не менее молодой друг предпочел встретиться именно в церкви, а не в каком-нибудь другом, более увлекательном месте. Наконец друг появился и вместе они вошли в... Оказалось, что у церкви закончились прихожане, здание продали, и новый владелец открыл в бывшем храме паб в кельтском стиле.
      Эта история, имевшая место в начале 90-х, показывает перемены в отношении к религии. Чтобы отследить тенденции в религиозности, социологи используют несколько простых индикаторов. В их числе посещаемость религиозных служб, высказывание убеждений, поддержка доминирующих религиозных течений и т.д. Но сама динамика религиозности мало интересовала социологов, и собирать необходимые данные начали сравнительно недавно.

       

      Утрата веры в Бога нередко бывает следствием обманутых надежд. Кадр из фильма «Рай: Вера». 2012

      Вы только взгляните на современный мир. Четверть датчан и словенцев утверждают, что не верят в Бога даже в широком смысле. При этом часть неверующих датчан продолжает принадлежать к национальной церкви. Странное противоречие, но задумайтесь: ведь это теперь отчасти церковь неверующих. Около 30% немцев и бельгийцев не религиозны. В Великобритании всего 2% населения регулярно посещают богослужения, процент нерелигиозных людей растет быстро. При сохранении тенденции половину населения Великобритании скоро составят нерелигиозные граждане. Немного отстает Франция, в которой 40% нерелигиозного населения. И наконец самое интересное. В начале XXI столетия, впервые в истории появились страны, в которых нерелигиозные люди составили большинство – Норвегия и Нидерланды. Примечательно, что они неизменно оказываются впереди планеты всей по части экономических и социальных успехов.
      Европа не религиозна (кроме Польши, Мальты, Албании, Греции, Румынии). Если бы дело было только в Европе, я не стал бы писать об этом. Секуляризм бродит по планете. Интересно, что в 90-х влиятельные социологи религии отвергали концепцию секуляризации. Они считали секуляризацию европейским явлением, указывали на очень религиозные США. А тем временем религиозные лидеры в Штатах жаловались на отпадение страны от веры. Как показали дальнейшие события, они лучше понимали происходящее, чем маститые исследователи. Теперь около 25% американцев говорят, что не принадлежат ни к какой религии. Более того, с течением времени они становятся менее религиозными в убеждениях и повседневной жизни. США остаются религиозной страной, но прежнего монолита больше нет. Ежегодно в США открывается 4 тыс. церквей. Но 7 тыс. закрываются. 60 лет назад в США было 450 тыс. церквей, сейчас осталось 300 тыс. В США молодежь менее религиозна, поэтому естественная смертность смещает население в сторону светскости. Но дело не только в этом. Даже в группе 60+ люди уходят из церкви. И раз уж речь о Северной Америке, упомяну, что четверть канадцев также не религиозны.
      Если вы считаете, что секуляризм – это европейская фишка, имейте в виду, что в Европе можно найти страны, которые гораздо религиознее некоторых азиатских. 20% японцев называют себя религиозными. Таковых было в три раза больше в середине прошлого века. Это находит отражение и в повседневной практике. 40% японцев имеют дома камидану, то есть «полку для богов», аналог угла для икон. В середине прошлого века 75% японцев выделяли место для камиданы. Описать религиозность корейцев сложно, но более 40% из них теперь не религиозны. Таким образом, они более не религиозны, чем австралийцы – 29,6% (перепись 2016 года). В этом отношении Новая Зеландия также опережает Австралию – 40%. Те страны, в которых религию подменяет официальная идеология, я не рассматриваю.
      Секуляризм добрался и до Латинской Америки. Не религиозные люди составляют 8% населения в Бразилии, 16% в Чили и 18% в Доминиканской Республике. Не так уж это и много. Однако важно то, что традиционно религиозная Латинская Америка в настоящее время наименее религиозна, чем когда-либо в истории. А лидером в Латинской Америке, судя по всему, является Уругвай – свыше 30%. Кстати, 20% населения Ямайки также не религиозны.
      «Сатанинские суры» Салмана Рушди долго считались символом свободомыслия в мусульманском мире. Фото Reuters  «Сатанинские суры» Салмана Рушди долго считались символом свободомыслия в мусульманском мире. Фото ReutersНе ждите сюрпризов от Африки. Тут все, как и следовало ожидать. Но есть отдельные признаки. Как это известно по опыту разных стран, крупные города становятся флагманами секуляризма. По опросам, 10% населения Габона обходятся без религии. И 20% населения Ботсваны.
      Теперь исламские страны. Стандартных социологических данных по ним мало, а достоверность данных сомнительна. В конце концов в 13 из этих стран за неверие полагается смертная казнь, хотя власти предпочитают ее избегать, заменяя наказание или выдавливая уличенных за пределы страны. Даже без смертной казни отказ от религии сурово преследуется как уголовное преступление, неверующие подвергаются преследованию со стороны большинства, включая членов своей семьи. Можно вспомнить случай, когда за отрицание религии в Египте судили студента. В качестве свидетеля обвинения выступал его отец.
      В странах, которые мы называем исламскими, также все больше и больше людей отказываются от религии. Сравнительно недавно исламские фундаменталисты обеспокоились существованием в социальных сетях групп для неверующих из таких, например, стран как Египет, Саудовская Аравия или Иордания. Журналисты спросили по этому поводу Рабаб Камаль – женщину, которая занимается популяризацией секуляризма в Египте. Она ответила, что знает намного больше неверующих египтян, чем можно найти в Facebook. Али Ризви, написавший книгу о неверующих из мусульманских стран, утверждает, что получил тысячи и тысячи писем от резидентов этих стран с просьбой высказаться за них. Когда кто-то из американских атеистов решил провести всемирную интернет-перепись атеистов, предсказуемое большинство участников оказались из англоговорящих стран. Однако в топ-10 не попали такие фавориты, как Норвегия или Нидерланды. Зато в нем оказались Иран и Турция. Примечательно, что первый вообще теократия.
      Неверующие в исламских странах сегодня делают то, что неверующие в XVIII–XIX веках делали в Европе. Тогда неверующие европейцы подпольно печатали книги. Сегодня неверующие арабы идут в Интернет. И находят единомышленников, знакомятся с идеями, которые преподаватели ислама и религиозные родители не упоминают. Мир регулярно сходит с ума от того, что исламские террористы используют социальные сети. Но то, что социальные сети используются бывшими мусульманами, чтобы распространять светскую культуру, главным образом остается незамеченным. И это вопиющее упущение.
      И наконец Россия. Религиозная картина в России парадоксальна, что вызывает постоянные споры. Одни и те же данные используются для доказательства того, что Россия и необыкновенно религиозна, и что она, по существу, не религиозна. Лучше всех эту картину описал Pew Research Center (PRC) в недавнем исследовании. Согласно выводу PRC, религиозность в России не уникальна, а типична для постсоциалистических стран, в которых доминирует православие. Для таких стран характерны, во-первых, высокая декларируемая религиозность, во-вторых, низкое участие в деятельности религиозных организаций, в-третьих, сильная связь между религией и национальностью (см. тезис «русский – значит православный»). На этом фоне политический режим проводит клерикальную политику – административными и пропагандистскими мерами внедряет религию, и с течением времени клерикальная политика получает больше поддержки. А политическая элита вместе с элитой крупных религиозных групп постепенно формируют единую номенклатуру. По опросам общественного мнения, около 90% населения в России заявляют о своей религиозности. Но, по некоторым данным, в последние годы появилась тенденция к снижению этого уровня, хотя и в рамках статистической погрешности. Раздражение этой политикой властей России постепенно растет.
      Таков мир, в котором мы живем. Легко заметить, что он менее религиозен, чем принято думать. Но что существенно: осознание того, насколько он стал светским, не поспевает за секуляризацией. Это печально и должно быть исправлено. Что, если светскому обществу на самом деле приходит конец? Существует идея «постсекулярного общества», которая для некоторых заменила ожидание Второго пришествия. Несколько десятилетий назад было объявлено, что секулярный мир достиг своего пика, и религия скоро начнет отвоевывать прежние позиции, а может, уже отвоевывает. Проходит десятилетие, а тезис остается прежним: постсекулярный мир вот-вот настанет или уже наступил. Одним из последних эту идею поднял на щит религиовед, главный редактор журнала «Государство. Религия. Церковь» Дмитрий Узланер. Можно, например, найти выступление эстонской журналистки Кадри Лийк, которая утверждала на основании своего опыта жизни в Великобритании, что религия вернется в жизнь людей, но не приводила никаких оснований для такого вывода.
      Когда в 2010 году мы создавали фонд «Здравомыслие», кто-то в православных СМИ прокомментировал: мол, какие ретрограды, весь мир давно говорит о постсекулярном обществе, а они только сейчас решили за светскость поагитировать. Как благосклонны к этим идеям реальные данные? Не особо. За прошедшие годы, проведенные в ожидании постсекулярного мира, сам мир становился более светским и менее религиозным. Можно подвести итог: лучшие данные, которые у нас есть, не поддерживают концепцию постсекулярного общества. Но что же дальше?
      Я не буду прозревать будущее – неблагодарное это дело. Многие мои друзья и единомышленники придерживаются убеждения о неотвратимости социальных изменений. Они считают, что мир неизбежно будет становиться более светским. Я сам раньше придерживался этой точки зрения, однако в итоге отказался от нее. Прежде всего для нее нет совершенно никаких оснований, помимо индуктивной логики. А в чем слабость индуктивной логики, можно узнать из множества пособий по логическим ошибкам.  Я думаю, что религия действительно может вернуться в жизнь общества при условии, что религиозная культура или религиозные организации в светских странах смогут предложить населению нечто такое, что будет пользоваться спросом. Пока они не преуспели.
      Какова же мораль? Во-первых, давайте вместе возрадуемся прогрессу светского мира. Так держать, мир! Этот прогресс тем более прекрасен, что светскость связана с лучшим качеством жизни и большей безопасностью. Во-вторых, те же социологи, которые описали для нас светский мир, обнаружили, что есть нерелигиозные люди, которые опасаются своих убеждений, потому что считают, что почти все вокруг религиозны. Собранные данные показывают, насколько реальность не такова. Наша психика так функционирует, что человек в большей мере принимает свои убеждения, когда находит единомышленников. Есть спорная, но правдоподобная гипотеза о том, что Интернет сам по себе является драйвером светскости. Согласно гипотезе люди с сомнениями, особенно в религиозных странах, с помощью Интернета обнаруживают, что у их соседа аналогичные сомнения; они находят единомышленников, поддержку и необходимую информацию. Без Интернета такие возможности были бы ограничены. Но думают так не только социологи. Религиозные группы всегда пристально следили за монополией на информацию. Поэтому они всячески одобряют различные ограничения и запреты в Интернете. Недавно, например, в ответ на недоуменные вопросы Московская патриархия сообщила свое понимание светскости. Оказывается, в церкви не против того, что человек не религиозен, там только против того, чтобы человек  об этом открыто говорил. В общем, если вы не хотите быть с РПЦ – так уж и быть. Но вам следует молчать об этом. Чего нам, конечно, делать не следует. Напротив, следует использовать любую возможность, чтобы сказать сомневающимся и не очень, что светский мир огромен и гостеприимен. Нас много и должно быть еще больше.

      Василий Матвеевич Томсинский – психолог, один из основателей фонда «Здравомыслие».

      источник

      • Психология
      • Религия
      • Наука
      • Образование
      • Культура
      • свобода совести
      • светскость
      • Общество
      • светское государство
      • конституция
      • Религиоведение
      • Антропология

        Разрушение страны...

        Aug. 16th, 2017 11:08 am
        [syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

         

        В Твери обрушилось здание речного вокзала (с 07 на 08 августа 2017г.).

        Если присмотреться, то непосредственно к обрушившемуся зданию, через дорогу примыкает храм. Он не обрушился. Хотя гораздо старше вокзала.
        Вокзалом давно не пользовались, туристов и пассажиров на пароходы нет, да и само пассажирское движение по Волге разрушено. 

        Но храмы строятся и восстанавливаются. Недавно восстановили храм у железнодорожного вокзала Твери. Железнодорожным вокзалом пока пользуются.

        Но разрушается профилакторий "Луч" .

        Разрушается выставочный центр в поселке "Сахарово".
        Странно выглядят трамвайные пути в городе, то ли их разбирают, то ли кладут.
        Пока спорят тверичи из-за строительства храмов, говорят, что губернатор, истово верующий и воцерковленный, православный человек, в первую очередь обращает внимание на "духовность".
        Может как-то неправильно молится?

        источник

        • Религия
        • Образование
        • Культура
        • культ
        • Право
        • Общество
        • свобода совести
        • светское государство
        • конституция
        • клерикализация
        • Православие
        • События
        • Социология
        • Антропология
          [syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

          f18 rus 072017

          РОССИЯ: «Анти-миссионерские» наказания полный список

          Виктория Арнольд, Форум 18


          Более 180 человек и общин были привлечены к суду в течение года с тех пор, как «анти-миссионерские» наказания вступили в силу 20 июля 2016 года. Список известных случаев Форума 18 свидетельствует о широком круге людей и общин в России, подвергшихся таким наказаниям.
          Известно, что более 180 дел о наказании отдельных лиц и общин за нарушение «анти-миссионерских» ограничений России достигли суда в течение года с момента их вступления в силу 20 июля 2016 года. Прокуратура в соответствии с Административным кодексом Статья 5.26, части 3, 4 и 5 неуклонно увеличивались в течение этого 12-месячного периода. Деятельность, столь же разнообразная, как проведение молитвенных собраний в частных домах, размещение мест поклонения на веб-сайте религиозной общины и предоставление лекции по йоге, были интерпретированы полицией и прокурорами как «миссионерская деятельность» из-за широкого определения, которое теперь закреплено в религии Закон (см. Полный анализ на F18News 8 августа 2017 года http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2305).
          Статья 5.26, часть 3, наказывает «осуществление деятельности религиозной организацией без указания ее официального имени, включая выдачу или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы и печатных, аудио- и видеоматериалов без ярлыка с этим именем , Или с неполной или преднамеренно ложной меткой ".
          В части 4 статьи 5.26 наказывается «россияне, осуществляющие миссионерскую деятельность». Часть 5 наказывает «Иностранцы, ведущие миссионерскую деятельность» (см. Общий обзор религиозной свободы в рамках Форума 18 http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2246).
          На Форуме 18 было выявлено 181 дело против 129 лиц и 52 религиозных общин, которые пришли в суд с 20 июля 2016 года (когда поправки вступили в законную силу) и 20 июля 2017 года. Из них 133 привели к первоначальным обвинительным приговорам, наложенным 130 штрафами. Из иностранцев, которых преследовали в судебном порядке, 5 из них были депортированы (хотя в одном из них был отменен приказ о депортации). Более половины регионов России видели по крайней мере одно обвинение. Граждане России составляют большинство обвиняемых (см. Полный анализ на F18News 8 августа 2017 года http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2305).
          Россия также ввела это законодательство в Крым, которое оно заняло в марте 2014 года. На Форуме 18 было обнаружено 27 административных дел в год «анти-миссионерских» наказаний, что привело к штрафам в 16 случаях до сих пор (см. F18News 24 июля 2017 http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2299).
          Все судебные преследования в соответствии с Административным кодексом Статьи 5.26, части 3, 4 и 5, которые, как известно, достигли суда в период с 20 июля 2016 года по 20 июля 2017 года, перечислены ниже, упорядочены по дате судебного разбирательства. Список основан на судебных решениях и судебных документах, рассмотренных Форумом 18. Полный анализ см. В F18News 8 августа 2017 года http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2305.
          ==================================================
          - Известные статьи 5.26, часть 3 («Осуществление деятельности религиозной организацией без указания ее официального имени, включая выдачу или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы и печатных, аудио- и видеоматериалов без ярлыка С этим именем или с неполной или преднамеренно ложной меткой »)
          Штраф в размере 50 000 рублей (около 6 600 норвежских крон, 710 евро или 835 долларов США) представляет собой среднюю заработную плату за шесть недель для тех, кто работает, или пенсию на пенсию в течение 15 недель.

          Полный список доступен по ссылке, 129 событий, последнее дело:

          129) 10 июля 2017 года

          Часть 4

          Имя: Сергей Степанов

          Наказание: 10 000 рублей

          Суд: Судебный суд Тамбовского района № 1

          Обстоятельства: глава организации «Древа вечной жизни» Баптистская союзная организация отправила приглашение на пасхальное собрание для богослужения в церкви «Исток жизни баптистского союза» на своей странице «ВКонтакте» «с неограниченным доступом»; Обнаружено мониторингом службы безопасности ФСБ

          Апелляция: подана 28 июля 2017 года в Тамбовский районный суд - пока не установлена дата слушания

          (перевод текста - Google)

          • Религия
          • Религиоведение
          • Антропология
          • Юридическая практика
          • Суд
          • Православие
          • События
          • светское государство
          • конституция
          • свобода совести
            [syndicated profile] fond_zdravomyslie_feed

             

            изображение отсюда 

            Разъяснилась ситуация с платежками "на храм" в Хабаровском крае. 

            "Платежка к храму

            Семь лет в селе Некрасовка Хабаровского края строят храм. Сначала все шло неплохо, но потом меценат погиб, а деньги кончились. Местный батюшка, протоиерей Валерий Масленников, что только не делал, даже сам брал в руки мастерок, когда собранных средств хватало только на материалы. И прихожан призывал раскошелиться — все в пустую. Давать давали, но полученного даже на крышу не хватило бы, не то что на облицовку и внутреннюю отделку. Между тем, по подсчетам отца Валерия, нужно никак не меньше 15-20 млн рублей. Да и праздник скоро — 110-летие Некрасовки, так что хорошо бы завершить строительство к "красному дню". Протоиерей думал-думал и попросил помощи у главы местной администрации Романа Коваленко. Так на заседании общественного совета Некрасовки и родилась идея — разослать односельчанам квитанции с оплатой пожертвований. Переполоху эти бумажки наделали немало: они оказались похожи на квитанции по оплате услуг ЖКХ: банковские реквизиты, точная сумма в 520 рублей, в графе "назначения" — "храм", а ниже предупреждение об ответственности за неуплату. Ну а то, что мелко на обратной стороне платежки значилось "пожертвование добровольное", разглядели не все. На счет поступило 75 тысяч рублей. Конечно, за год такими темпами едва миллион наберется, но все больше, чем удавалось собрать, и это только первый месяц!

            Светлана Сухова"

            источник 

            Ключевая фраза, - "меценат погиб, а деньги кончились", и священнику пришлось пуститься "во все тяжкие". Вот короткий комментарий юриста: 

             

            "ст.159 УК РФ".

            Понятное дело, что ни в Библии, ни в Новом Завете нет такой заповеди, а современных законов священники не знают, они живут в другом времени и в другой вселенной, где всего 10 заповедей и плоская Земля полностью регулируется Небом с помощью разнообразных невидимых существ. 

            Деяние, совершенное "святым отцом" подходит под часть 1:

            "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

            (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
            (см. текст в предыдущей редакции)
            1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -
            наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
            (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ).
             
            Поскольку в деле фигурирует глава местной администрации, то возможно и применение других частей статьи:
             
            2. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, -
            наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
            (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
            (см. текст в предыдущей редакции)
            3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -
            наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
            (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ)
             
            Но жители, которым пришли квитанции (согласованные с администрацией) на оплату строительства культового сооружения, вряд ли напишут прокурору, а прокуратура в нашей стране сама на такие нарушения Закона не реагирует. Отвыкла. Проще блогеров в интернетах ловить за картинки и слова.
             
            @interrno

             

            • Психология
            • Религия
            • Законодательство
            • свобода совести
            • Право
            • Общество
            • светское государство
            • клерикализация
            • События
            • Православие
            • Юридическая практика
            • Суд
            • Антропология
              Page generated Aug. 23rd, 2017 11:56 am
              Powered by Dreamwidth Studios